ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ КРАУД-ТЕХНОЛОГИЙ
ТУРДОМ: ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ БЕЛОРУССИИ
Новости
Parle, listen, verstehen! Выбираем языковые курсы
ВКонтактеОдноклассникиTwitterFacebookLivejournalМой круг
«Уф!» – вздохнули вы с облегчением после того, как закончился садовский выпускной, и подумали, что вот теперь-то можно наконец расслабиться и отдохнуть. Не тут-то было, оказалось, что это никакой не конец, а только начало большого школьного пути
Текст: Анна КУЗНЕЦОВА, детский психолог

Хлопот, конечно, предстоит немало, приятных и не очень. Вас ожидает бег с препятствиями за новой одеждой-обувью подросшему за лето дитяте. Экстремальное приключение «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», именуемое покупкой школьной формы. Плюс поиск тетрадей и карандашей «для первого класса». Однако подготовка к школе требует не только материальных, но и моральных затрат.


shutterstock_46250038.jpg


ГОТОВНОСТЬ №1

Первый визит в школу – волнующий и торжественный момент. Может быть, вы уже целый год и даже больше ходили на подготовительные курсы или развивающие занятия. И теперь будущий первоклассник уже умеет считать, читать и писать. Это, безусловно, поможет вашему ребенку войти в сложный школьный ритм и адаптироваться к нему. В первом классе детей в любом случае будут учить основным школьным действиям.

Но это еще не все. Акцентируя все свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду, что во многом его будущие школьные успехи зависят от эмоциональной готовности к смене деятельности и социальной адаптации. Например, большое значение имеет наличие у вашего чада потребности в общении со своими сверстниками, умение вести себя в детском коллективе. К тому же ребенку предстоит примерить новую для себя роль ученика, а значит, научиться слушать и выполнять инструкции преподавателя. Сюда можно добавить и такие немаловажные качества, как способность преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда. Кстати, последнему качеству стоит поучиться и многим взрослым.

ВНИМАНИЕ, КРИЗИС!

Ближе к школе вас ожидают радости пресловутого кризиса семилетнего возраста. Для ребенка начало школьного обучения – трудное время. Много незнакомых детей, которых незнакомая тётя-учительница почему-то назвала классом, разнообразные впечатления, новый распорядок дня, растущие требования – все это стрессы для неокрепшей детской психики, они могут стать толчком к развитию негативного отношения к школе. Поэтому важно создать благоприятные условия для комфортной адаптации к школьной жизни. Как эти условия будем создавать? Конечно же, заранее.

Рассказывайте малышу о его новом режиме дня, не поленитесь вспомнить истории из своего детства. К тому же это очень сближает детей и родителей: ребёнок понимает, что он не один такой и мама с папой не инопланетяне из далекой галактики, а когда-то были такими же малышами-первачками.


УРОКИ ДОБРОТЫ

О чем еще необходимо помнить родителям маленького школьника? Отношение к собственным неудачам и ошибкам во многом является определяющим для учебной активности ребенка. Если каждая ошибка для него – доказательство интеллектуальной несостоятельности, отсутствия признания и принятия родителями, то на освоение новых учебных навыков у него остается все меньше сил и желания. Так или иначе наступает момент, когда ребенок заявляет: «Все, больше не буду» – или продолжает заниматься, движимый страхом неодобрения, преодолевая внутреннее сопротивление и тем самым приобретая психосоматические заболевания.

Уже с первых дней обучения для малыша очень важно создать ситуацию успеха. Это значит настроить его на положительный лад, вселить уверенность в своих силах, помочь адаптироваться. «Ну и как это сделать?» –  спросите вы. Очень даже просто! Родители, не будьте жадинами, не скупитесь на похвалу. Хвалите ребенка даже за маленький успех, поддерживайте родительской теплотой, участием и вниманием в неудачах.

Ваша роль здесь неоценима, никто не окажет ребенку столько внимания и заботы как вы, родители. Постарайтесь быть ближе к маленькому ученику, интересуйтесь его новой школьной жизнью. Старайтесь не выдавать ваше волнение, ведь ребенок интуитивно это почувствует. Наоборот, почаще говорите малышу, что у него все получится, но для этого надо приложить старание, а вы всегда будете рядом. Не сравнивайте ребенка с другими, особенно болезненно это звучит, когда его ругают или сравнивают в присутствии одноклассников.

«А как же строгость?» – спросите вы. Часто, стараясь быть объективными в оценивании успехов своих детей, взрослые щедры на критические замечания. Не замечая достижений ребенка, они добиваются в конце концов того, что он отказывается от деятельности вообще, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, обливаясь слезами или сбегая.

Детская ошибка – это не трагедия вселенского масштаба, а просто не очень подходящий результат или одна из попыток. Неудача может и должна стимулировать дальнейшую активность ребенка, разжигая в нем азарт достижения победы над собственной неумелостью.

Как ребенок будет относиться к своим ошибкам, зависит от отношения к ним родителей. Их мнение для школьников является самым авторитетным по всем вопросам. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то и малыш делает вывод о своей состоятельности в той деятельности, которую сейчас осваивает. Если же каждая неудача ребенка воспринимается родителями как вселенская катастрофа, то и он примиряется с собственной никчемностью. Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать, вооружившись карманным микроскопом, повод для одобрения и похвалы.

boy with book.jpg

СТРОГО, НО СПРАВЕДЛИВО

Разумная строгость тем не менее еще никогда никому не навредила. Золотое правило на всю жизнь: сравнивать ребенка только с ним самим, его успехи и неудачи только с его собственными, достигнутыми ранее. Соблюдая это правило, вы и свои нервы сохраните в здравии, и ребенка не обидите, плюс не разовьете у чада комплекс неполноценности. Ненавязчиво напоминайте сыну или дочери о новом статусе ученика, новых правах и обязанностях. И, конечно, старайтесь выполнять все рекомендации учителя.


shutterstock_57691414 copy.jpg

ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!

Накануне нового учебного года родители беспокоятся о том, как пройдет адаптация к школьной жизни, как скоро у ребенка появятся новые друзья, не будет ли ему одиноко. Общительные дети, как правило, быстро находят общий язык с учителем и одноклассниками. А вот ребятам застенчивым действительно порой приходится трудно. На помощь, конечно же, придет учитель. Не стоит стесняться рассказать ему о характере своего ребенка, это поможет им лучше узнать друг друга.

БУДЬТЕ РЕАЛИСТАМИ

Часто получается так, что родители дошколят, рассказывая детям о школе, создают однобокую «картину мира»: или восторженно-сладкий образ школы, или представление об alma mater как о девяти адовых кругах неизведанных страданий.

Познакомимся поближе. Восторженные родительские отклики звучат обычно так: «В школе-то как интересно», «Отличником у нас будешь». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебе, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, недостаточное внимание со стороны учителя, расхождение оценки преподавателя с привычной родительской оценкой и т.д.

 Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее, конечно же, из благих побуждений готовят его к неудачам: «Давай старайся, в школе еще труднее будет», «Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать». Иногда образ школы используют как устрашение: «Вот учительница тебе двоек наставит», «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут». Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения.

Делаем выводы: ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Сосредоточьте свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное – с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.

shutterstock_45157978 copy.jpg

СВОЙ СРЕДИ СВОИХ

Потребность и умение общаться со сверстниками также являются необходимым условием успешного обучения в школе. Связь между общением и успехом особенно очевидна в «началке». Именно в младших классах все дети хотят дружить с отличниками и отличницами. Это их считают «хорошими детьми». А те, кто получает двойки и тройки, часто не пользуются авторитетом среди одноклассников. С другой стороны, ребенок, популярный среди сверстников, более уверенно дает устные ответы, спокойнее переживает собственные ошибки и внешнюю критику, быстрее осваивает новую, непонятную информацию. Так, успешный ученик пользуется все большей популярностью в классе, а отчаянный двоечник приобретает низкий социальный статус. Это крайние проявления связи учебной успеваемости и умения общаться. Для среднего ученика подобная связь не столь очевидна, но все же и на него оказывает влияние: каждая хорошая или отличная оценка способствует популярности среди детей, а хорошие отношения с одноклассниками облегчают решение учебных задач.

 И здесь вы тоже можете помочь своему малышу. Во-первых, навыкам общения можно обучить на наглядных примерах собственного поведения с другими людьми, и прежде всего с самим ребенком. Во-вторых, можно и нужно создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками, – удобное игровое пространство и игрушки.

Возможно, наблюдая, как ребенок общается со сверстниками, родители понимают, что он испытывает те или иные трудности. Грамотный и думающий родитель не будет легкомысленно относить их на счет окружающих малыша детей, объясняя все возникшие проблемы невоспитанностью его друзей. Скорее всего такие родители более пристально присмотрятся к собственному малышу, стараясь определить его особенности. Может, для него характерны эмоциональная неустойчивость, агрессивность, конфликтность, замкнутость, застенчивость или тревожность. В таком случае родителям нужно обратить особое внимание на развитие коммуникативных навыков ребенка.

Здесь особенно важен момент принятия малыша. Суть его – принять ребенка, полюбить его таким, какой он есть. Даже если он ни минуты не может усидеть на месте или постоянно ввязывается в драки, все равно он остается вашим любимым дитем. Это не означает, что родителям нужно соглашаться с нежелательным поведением ребенка, но в любом случае малыш должен быть уверен в родительской любви. Чрезвычайно важно родителям принимать и не критиковать те качества детской личности, которые даны от природы и составляют темперамент ребенка. Зная, какие качества обусловлены биологически, родители, наверное, согласятся, что требовать от него что-либо делать быстрее или раскованно чувствовать себя в незнакомой обстановке – это то же самое, что уговаривать малыша поменять карие глаза на голубые.

УЧИТЬ ВСЕГДА, УЧИТЬ ВЕЗДЕ

И напоследок про школьные нагрузки. Помните, что главной задачей первого класса является в первую очередь развитие психологических функций, необходимых для успешного обучения. Необходимо научить первоклассников учиться, сохранить и укрепить желание ходить в школу.

Одним из таких условий является отсутствие домашних заданий в первом классе. Ребенку необходимо отвлечься от учебной деятельности, переключить внимание на другие дела, не связанные со школой.

Освоение новых знаний и умений идет у первоклашек в разном темпе. У одних ребят какое-то умение формируется быстро, а другим необходим более долгий срок. Тем, кто быстро усваивает необходимый материал, домашние задания не нужны, им достаточно времени урока. А тем, кто с трудом осваивает учебную программу, заниматься без профессиональной помощи иногда даже вредно. Они только еще больше утомятся и почувствуют отвращение к учебе.

shutterstock_78027238.jpg

Читайте с ребенком по очереди детские книги (сначала вы читаете большую часть текста и постепенно передаете ведущую роль малышу). Главная задача родителей – не натаскать первоклассника на быстрое чтение, а привить ему интерес к самому процессу.

Не заставляйте малыша писать бесконечные строчки букв, ведь он еще не умеет правильно писать. А если вы попросите его написать многократно какую-то букву, то его рука запомнит именно такое – неправильное – написание. Лучше займитесь лепкой, рисованием букв, конструированием их из проволоки. Подобные занятия способствуют запоминанию зрительного образа буквы и развитию мелкой моторики.

Математикой лучше заниматься на практике, используя любые жизненные ситуации. Например, для закрепления навыков счета сосчитайте с ребенком ступеньки в вашем подъезде, деревья с правой стороны дороги и с левой. А во дворе можно увидеть такую задачу. На парковке стоит 4 белых автомобиля и 2 красных. Сколько всего автомобилей на площадке? Автомобилей какого цвета больше? Насколько красных автомобилей меньше?

Постоянно обращайте внимание ребенка на закономерности и явления окружающего мира. Не заставляйте малыша заучивать параграфы учебника. Лучше беседуйте с ним обо всем, что привлечет внимание. Почему деревья осенью сбрасывают листву? Как устроен компьютер? И чем больше ребенок задает такие вопросы, тем лучше. Вместе с первоклассником обращайтесь за помощью к различным энциклопедиям.

Развивайте воображение, фантазию ребенка, пусть он нарисует свое настроение, сказочную птицу или придумает свою собственную сказку. Мастерите вместе с ним то, что ему интересно, и то, что вы сами любите. Приветствуйте успехи малыша и принимайте его неудачи. Будьте с ним рядом всегда и везде. Доверяйте ему.






Читайте так же

Баннер справа
Июнь-июль